Положение по отделам
Аналитика | Документы | Должностные обязанности | Справочники | Должностные инструкции | Положение по отделам | Словарь терминов
Положение об юридическом отделе
Юридическая служба и современность
В современных условиях, когда многое стало зависеть от инициативы, предприимчивости, умения правильно оценить ситуацию, выбрать ту или иную стратегию хозяйствования, объективно роль юридической службы на предприятии еще более возрастает. Это выразилось прежде всего в том, что значительно увеличилась потребность развивающихся предпринимательских структур в квалифицированных юристах. Теперь наряду со штатными юристами предприятий действуют и многочисленные юридические фирмы, которые ведут правовую работу на предприятиях по договорам. Опыт привлечения таких фирм, например, для правового оформления создаваемых акционерных или иных хозяйственных обществ распространен и в ряде других стран (см.: ММ. Кулагин. Избранные труды. - М., 1997, с. 71). Среди юридических фирм немало таких, которые имеют четкую специализацию, например, организации по оказанию риэлтерских услуг, по комплексному правовому обеспечению хозяйственной деятельности коммерческих структур и т.п. Многие такие фирмы пользуются доверием клиентов. Одна из таких фирм - адвокатское бюро "Налоги и право", созданное Заслуженным юристом России профессором Сломом В.И. Юристы этой фирмы глубоко изучили налоговое и валютное законодательство, практику его применения, что дает им возможность подготавливать заключения по налоговым проверкам, представительствовать в арбитражных судах и налоговых органов от имени юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, ряд банковских, страховых и других организаций получили от этой фирмы квалифицированные заключения по налоговой части инвестиционных проектов развития предприятий. Юридические консультации даются в процессе абонентского обслуживания или могут быть разовыми. Высокий профессионализм в сочетании с добросовестностью работников фирмы - слагаемые ее успешной деятельности. В апреле 2002 г. при поддержке программы Тасис Европейского Союза созданы Фонд юридической защиты субъектов экономической деятельности в г. Краснодаре, Бюро по предоставлению юридических консультаций "Байкал" в г. Иркутске, Бюро по предоставлению юридических консультаций Ленинградской области (Ленбюро) в г. Санкт-Петербурге, которые призваны предоставлять предпринимателям различные виды юридических услуг, включая проведение учебных семинаров. Однако имеются и такие фирмы, специализация которых сводится лишь к подготовке учредительных документов юридических лиц и регистрации их в соответствующих государственных органах. В Москве в 90-е годы существовали фирмы, которые выдавали справки о неповторяемости наименований вновь создаваемых организаций. Встречаются и фирмы, которые за плату готовы предоставить так называемые "юридические" адреса, установить "контакты" с налоговыми органами и т.п. Очевидно, что появление подобных "юридических" фирм явилось следствием бюрократизации процесса создания предприятия. Следует, однако, иметь в виду, что в отличие от штатных юридических подразделений и штатных юрисконсультов работники юридических фирм организационно не связаны с коллективом предприятия, они действуют только в рамках заключенного с предприятием договора и выполняют оговоренный в договоре объем работ. В обиход прочно вошел термин "юридические услуги", который чаще всего подразумевает деятельность таких фирм. При этом юридическая фирма несет ответственность за оказание юридических услуг, если такая ответственность предусмотрена в договоре. В то же время штатная юридическая служба, штатные юрисконсульты отвечают за выполнение своих обязанностей в полном объеме, как и другие работники предприятия. В крупных и средних компаниях целесообразно иметь юридические подразделения или штатных юридических работников, которые бы повседневно осуществляли весь комплекс юридической работы. Это особенно необходимо в наших условиях, когда уровень правовой культуры руководителей весьма низок и повседневная работа по защите прав и законных интересов предприятия стала актуальной. Статус юридической службы предприятия, ее задачи, функции, права и обязанности определяются в положении об этом структурном подразделении, утверждаемом локальным актом (приказом, распоряжением и др.). Примерные образцы положений о юридической службе, содержащиеся в настоящем разделе книги, могут быть приняты за основу при подготовке таких внутренних документов конкретными предприятиями и банками. При этом полезно ознакомиться и с Типовым положением о юридической службе федерального органа исполнительной власти, которое также приводится в данном издании. Итак, профессия юрисконсульта становится массовой. Однако нельзя не признать, что качество юридической работы на предприятиях снизилось даже по сравнению с тем, что было лет 15-20 тому назад. В чем конкретно это проявляется? Прежде всего в том, что на разных предприятиях к юридической службе предъявляются совершенно разные требования. Во многом устарело упомянутое Общее положение о юридической службе 1972 года, причем многие юристы, особенно молодые, даже не подозревают о его существовании. Поэтому назрела необходимость в новом нормативном акте, который бы определил правовое положение, задачи и функции юридической службы в современных условиях. Среди многочисленных владельцев предприятий немало таких, которые хотят жить и работать в соответствии с законами. Очевидно, что от юриста, принятого на работу на предприятие, возглавляемое законопослушным руководителем, требуется хорошее знание законодательства и умение применить эти знания на практике. Нельзя, однако, закрывать глаза на то, что среди учредителей, владельцев предприятий разных форм собственности немало и таких, которые склонны рассматривать юристов как специалистов по обходу требований законодательных актов, особенно при взаимоотношениях предприятия с государством, например, при подготовке схем ухода от налогов или при работе с клиентами, например, вкладчиками кредитных организаций, когда под видом реструктуризации вклада клиенту предлагается подписать неравноправный договор. Нередко возникают ситуации, когда выполняя свой профессиональный долг, юридическая служба обязана противостоять незаконным действиям предпринимателей, обману с их стороны своих партнеров по договору. Александр Голов (ВЦИОМ) с горечью пишет, что для таких предпринимателей "честность и порядочность - это пока еще профессионально недопустимая роскошь" ("Новая газета", 2002, № 34 (772). Сейчас понятие "правовая культура" для нарождающегося слоя бизнесменов, к сожалению, находится в конце списка тех понятий, которыми они оперируют. Это отчетливо видно на примере лесной отрасли России, где в последнее время участились случаи нецивилизованного передела собственности, что приводит к повышению социальной напряженности на предприятиях, сокращению рабочих мест, уменьшению поступлений в бюджеты разных уровней. В связи с этим Союз лесопромышленников и ле-соэкспортеров России выступил со специальным заявлением, озаглавленным "Прекратить лесные войны", в котором подчеркивалось, что из-за таких случаев страдает международный имидж отрасли, поскольку инвесторы, прежде всего иностранные, опасаются вкладывать свои средства в эту отрасль. Между тем огромные возможности отрасли остаются неиспользованными. По оценкам экспертов, производственный потенциал лесной промышленности России составляет 100 млрд. долларов США, в то время как реальное производство в последние годы - только 7,5 млрд. долларов США. Иными словами, при наличии 23 процентов общемировых лесных площадей производится лишь 2,3 процента общемировых объемов лесобумажной продукции (см.: Б. Большаков. ЛПК России нужны инвестиции. - "Лесная газета", 2002, 7 и 14 мая). Разумеется, понятия "честность", "порядочность", "уважительное отношение к собственности, исполнению договорных обязательств" и т.п. выходят за рамки только правовой культуры. Между тем, для юридической службы предприятия наличие этих качеств является свидетельством ее профессионализма. Если юридическая служба слепо исполняет волю руководителя предприятия, направленную на нарушение закона, то по существу она утрачивает свои качества как юридической службы, превращаясь в ее противоположность. И наконец, качество работы юрисконсультов на предприятиях в определенной степени зависит от уровня их подготовки в учебных заведениях. В последние годы возникли десятки новых вузов, факультетов, отделений, готовящих кадры юристов. При этом уровень преподавания в них различен. В средствах массовой информации, например, в Независимой газете (2002, 26 июня) отмечалось, что подготовка юристов в ряде вузов - чистейшей воды профанация и что имеется лишь весьма ограниченный круг преподавателей, способных готовить юридические кадры. Однако нельзя впадать и в другую крайность, полагая, что подготовка квалифицированных специалистов возможна лишь в таких вузах, как юридический факультет МГУ им М.В. Ломоносова или Московская государственная юридическая академия. Немало выпускников юридических факультетов Высшей школы экономики, РГГУ, Российского государственного торгово-экономического университета и некоторых других вузов ни в чем не уступают по уровню знаний своим коллегам из так называемых "элитных" вузов. Главное - это не столько диплом престижного вуза, сколько постоянная работа над собой, над углублением и совершенствованием полученных в учебном заведении знаний. Такая работа необходима еще и потому, что, как отмечал Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин В.Д., российское юридическое образование серьезно отстает от мировых стандартов, особенно в сфере гражданского и предпринимательского права. По его мнению, "это вызвано не только отсутствием адекватных программ, учебников и подготовленных преподавателей, но и плохим качеством нового законодательства в этих отраслях права" (Тезисы о правовой реформе в России // Законодательство и экономика, 2004, № 2). Низкое качество юридической работы отразилось на деятельности не только предприятий, но и государственного аппарата, министерств, ведомств и даже Правительства РФ, что также отмечалось в печати: "прежде всего придется повышать качество работы самого Правительства. Пока его аппарат готовит законопроекты слишком низкого юридического качества" (см.: Российская газета, 2000, 23 декабря). В письме Министерства юстиции РФ от 27 февраля 2001 г. сообщалось о причинах отказа в регистрации Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, принятого Центральным банком РФ 8 сентября 2000 г. В частности, отмечалось, что в упомянутом Положении содержится ряд противоречий действующему законодательству. Так, вопросы ответственности не могут быть предметом регулирования акта ведомственного уровня. Банк России не вправе устанавливать обязательность нотариального удостоверения копий документов и т.п. К сожалению, факты издания нормативных документов как центральных, так и региональных органов, содержащих нарушения законодательства, получили весьма широкое распространение. Вот почему одна из первоочередных задач, стоящих перед юридической службой, - повышение качества работы. В связи с этим целесообразно остановиться на функциях, реализуемых юридической службой, более детально. Какого-либо единого документа, определяющего правовое положение юридических служб предприятий различных форм собственности, в настоящее время нет. Что же касается государственных органов, то следует отметить определенный прогресс в направлении усиления роли юридических служб в работе по правовому обеспечению деятельности федеральных органов государственной власти и иных государственных органов. Этому способствует Указ Президента РФ от 8 мая 2001 г. № 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов" (СЗ РФ, 2001, № 20, ст. 2000). Установлено, что юридические службы входят в состав аппаратов государственных органов в качестве самостоятельных подразделений и подчинены непосредственно руководителям этих органов или их аппаратов. Важное значение для укомплектования государственных органов квалифицированными кадрами юристов будет иметь предоставленное руководителям этих органов или их заместителям право устанавливать увеличенное денежное вознаграждение, ежемесячные надбавки за особые условия государственной службы, за сложность, напряженность, высокие достижения в труде, специальный режим работы. Как уже отмечалось, утверждено Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти, текст которого приведен в этом разделе. Нужно заметить, что в упомянутом Указе особое внимание обращено на такой участок работы юридических служб, как проведение правовой экспертизы правовых актов, проектов правовых актов, их подготовку, редактирование, визирование. В деятельности коммерческих организаций локальные правовые акты, издаваемые их органами управления, также имеют большое значение. К сожалению, правовому обеспечению локального нормотворчества пока уделяется мало внимания. Как известно, документом, определяющим должностные обязанности и требования к квалификации руководящих работников, специалистов и других служащих предприятия в настоящее время является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, подготовленный Министерством труда и социального развития РФ (М., 1999). Справочник, в частности, определяет функции начальника юридического отдела и юрисконсульта. Попытаемся сгруппировать эти функции по направлениям работы юридической службы без конкретизации юридических должностей.
Похожие записи этой же категории
Другие статьи этой категории