Аналитика
Ресурс двигателя рассчитан на пробег – 120-150 тыс. км. Приходит время, и перед владельцем автомобиля встает проблема: его железный конь стал более шумным, увеличился расход топлива и масла, неустойчивая работа на всех режимах, плохой пуск, характерный синий дым из выхлопной трубы. Пришло время его ремонта.
Возможно ли полностью восстановить ресурс двигателя после капитального ремонта? Мы говорим: да. При грамотном ремонте не только полностью восcтанавливается ресурс, но и возможно придание ему новых свойств (увеличение крутящего момента и мощностных характеристик).
Основное, на что нужно обратить внимание при ремонте двигателя, это возврат ему ресурса полностью. Это подразумевает:
- ремонт цилиндра поршневой группы;
- восстановление коленчатого вала;
- восстановление головки блока;
- квалифицированная сборка двигателя.
Итак, поэтапно.
Основные критерии предполагающие ремонт блока:
- износ цилиндров более чем на 0,08 мм;
- овальность и конусность более чем 0,03 мм;
- риски на зеркале цилиндров.
Наиболее ответственной операцией при ремонте блока является окончательная доводка цилиндров - хонингование. Чтобы получить качественную поверхность цилиндров недостаточно выдержать геометрические параметры (овальность и конусность не более 0,01 мм .), но и создать ей определенный профиль. С одной стороны поверхность должна быть как можно более гладкой, с другой максимально шероховатой, чтобы впадины при работе заполнялись маслом. Это достигается особой современной технологией обработки и называется – плосковершинным хонингованием. Применение данной технологии позволяет не только восстановить ресурс, но и повысить его. При тяжелых случаях (разрушение блоков при обрыве шатуна) имеется технология его полного восстановления.
При комплектовке блока поршнями важно выдержать тепловой зазор между поршнем и цилиндром. Он должен быть в пределах 0,025-0,06 мм в зависимости от конструкции поршня, его материала и конструктивных особенностей двигателя.
Основные требования к шатунам, которые необходимо выдержать при ремонте:
- допуски на посадочные размеры верхней и нижних головок шатуна;
- допуск по массе;
- допуск на изгиб и кручение.
Невыполнение этих требований ведет к резкому сокращению ходимости, а то и к аварии двигателя.
Коленчатый вал. Основные требования:
- очистка полостей коленчатого вала от шлама с заменой заглушек;
- взаимное биение коренных и шатунных шеек не более 0,015 мм.;
- биение вспомогательных поверхностей (подсальники, хвостовик, торец) относительно коренных шеек не более 0,02 мм.
- одинаковый радиус кривошипа на всех шатунных шейках;
- общую ось шатунных шеек, расположенных попарно.
Последние два пункта возможны при шлифовании в специальном приспособлении “жесткий центр“ для шатунных шеек. Выполнение этих требований обеспечивает плавность работы двигателя из-за равномерной работы всех цилиндров. При выполнении этих требований работоспособность коленчатого вала востанавливаеться полностью.
Одной из самых сложных операций в ремонте двигателя является ремонт головки блока. На первый взгляд, что проще - заменить клапана, притереть их и готово.
Рассмотрим основные ошибки, встречающиеся при ремонте головок блока, возникающие из-за отсутствия необходимого оборудования, технологической оснастки, мерительного инструмента. Практика показывает, чтобы обеспечить необходимую герметичность в сопряжении седло–клапан, направляющие втулки, которые являются установочными базами при обработке седел клапанов, необходимо менять. Сложность замены направляющей втулки заключается в том, что посадку "направляющая втулка - головка блока" нужно обеспечить с определенным натягом. Невыполнение этого требования приводит к дефекту после ремонта "попадание масла в камеру сгорания".
Из-за сложности замены направляющей втулки ее оставляют незамененной. Здесь кроется вторая ошибка. Направляющая втулка является базой при обработке седла клапана и если втулка изношена, фаску седла правильно не сделаешь. Отсюда требуемой герметичности сопряжения "клапан - седло" не получится. Двигатель с некачественно отремонтированной головкой блока будет какое-то время работать, но вместо 100 тыс. пробега, пробежит 15-20 тыс. Неквалифицированный прежний ремонт дорого стоит, так как приходится менять седла клапанов или головку блока. И еще одна немаловажная деталь: при ремонте головок блока обязательно необходимо проверять привалочную плоскостность и при ее деформации производить фрезерование на определенную величину. Наиболее часто встречающаяся ошибка: при обработке вручную заваливаются края привалочной плоскости, не выдерживается требуемая чистота поверхности, не контролируется глубина камеры сгорания. Эта ошибка может привести к замене головки блока.
Если от качества ремонта отдельных деталей и качества используемых запасных частей зависит в основном ресурс, то от качества сборки зависит и работоспособность двигателя в целом. Зависимость ресурса от качества сборки двигателя определяется в основном чистотой сборки, качеством поверхностей трущихся пар и зазорами во всех сопряжениях деталей. Сборка грязных деталей вызывает их повреждение уже в начальной стадии эксплуатации двигателя, что так же, как установка изношенных деталей, резко снижает ресурс двигателя. Таким образом, сборка двигателя является сложным и ответственным этапом ремонта. Успешное решение задач квалифицированной сборки предполагает:
- Высокую квалификацию слесаря, знание им рабочих процессов двигателя и условий работы отдельных деталей.
- Наличие технической литературы с описанием особенностей сборки данного двигателя, моментов затяжки резьбовых соединений, размеров деталей, посадки сопрягаемых деталей и.т.д.
- Наличие всего необходимого инструмента и приспособлений, станочного оборудования, мерительного инструмента.
- При комплексном решении этих задач ресурс отремонтированного двигателя восстанавливается полностью.
http://www.samara-lada.ru/