|
Как показали проведенные исследования, системы централизованного теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения имеют до 70 износа. В ряде городов России инженерные системы полностью выработали свой ресурс. В частности, непроизводительные расходы тепловой энергии могут достигать 70 и более процентов от располагаемого тепла. Информация о распределении потерь тепловой энергии на различных этапах его производства приведена на диаграмме (см. приложение).
Из данной диаграммы следует, что потери тепловой энергии на источнике тепла (в котельной ) колеблются в пределах от 20 до 40%, а в ряде котельных оснащенных самодельными котлами на твердом топливе, эти потери могут достигать и более 50%.
Вторым по величине потерь элементом системы являются тепловые сети. Потери тепловой энергии в тепловых сетях, при величине утечек сетевой воды 10% (5% в подающих и 5% в обратных трубопроводах), составляют в подающих трубопроводах около 17% и в обратных около 13%. Таким образом, усредненная величина потерь тепловой энергии в сетях составляет около 30%. Если принять во внимание потери через некачественную изоляцию, то эта величина может увеличиться. В случае использования 4-х трубной системы теплоснабжения (два трубопровода системы отопления и два системы горячего водоснабжения), эта величина также может увеличиться.
За счет тепловых потерь через ограждающие конструкции зданий, некачественные окна, лестничные клетки, лифтовые шахты величина потерь может достигать 10% и более.
Из данной диаграммы видно, что полезно используется только около 20% располагаемого тепла топлива.
При переходе на стопроцентную оплату коммунальных услуг населением оно оплачивает все перечисленные потери, соответственно стоимость коммунальных услуг становится чрезмерной. Этот факт имеет не только экономическое, но и политическое значение.
Согласно расчетам, проведенным в институте, в ряде случаев при качественно проведенной реконструкции возможно снижение затрат на теплоснабжение до 2-х раз, а в отдельных случаях и более.
Решение о реконструкции должно приниматься на основе качественного анализа состояния инженерных систем на основе технико-экономического обоснования.
Опыт разработки программ реконструкции систем теплоснабжения показывает, что все мероприятия по реконструкции коммунальных систем можно разделить на три группы.
Первая группа - это мероприятия с малым сроком окупаемости (до трех лет). Для реализации таких мероприятий возможно привлечение средств частных инвесторов. Однако при этом со стороны государства должны быть созданы условия для гарантированного возврата вложенных средств и получения приемлемой прибыли. Таких проектов в общем объеме проектов не более 10%.
Вторая группа - это мероприятия со средним сроком окупаемости (до 5-ти лет). Для реализации таких мероприятий также возможно привлечение частных инвестиций. Но при этом должно быть обеспечено софинсирование со стороны бюджетов в размере до 40% от необходимых средств. При этих условиях такие проекты могут быть привлекательны для частных инвесторов. Общая доля таких проектов может быть оценена примерно в 20%.
Все остальные проекты относятся к третьей группе. Срок окупаемости затрат этой группы проектов может достигать 10 и более лет. Однако эти проекты имеют высокую социальную или экологическую значимость. Единственным источником финансирования таких проектов должны быть бюджетные средства.
За счет этих же средств необходимо проводить обследование инженерных систем и разработку программ их модернизации.
На первом этапе работ должно быть проведено качественное обследование состояния коммунальных систем и разработаны технико-экономическое обоснование и инвестиционная программа.
В этих документах должна быть дана объективная картина состояния систем, затрат на их функционирование и др. Должны быть рассмотрены различные пути реконструкции систем, определены оптимальные технические решения. Должны быть оценены затраты на проведение реконструкции, определена приоритетность реализации мероприятий, определены сроки окупаемости по каждому мероприятию.
В дальнейшем эти программы должны быть реализованы.
Инвестиционные деньги должны работать с максимальной отдачей и в реально короткие сроки.
Институт разработал схему взаимодействия заинтересованных структур по реконструкции коммунального хозяйства городов.
Опыт реализации инвестиционных проектов в том числе и за счет средств заемных средств МБРР показывает, что после проведения комплексной реконструкции происходит существенное снижение себестоимости коммунальных услуг. При этом возможно предоставление качественных коммунальных услуг при неизменности их стоимости для населения.
Кроме того, за счет снижения себестоимости коммунальных услуг становится возможным получение средств на поддержание коммунальных систем в хорошем техническом состоянии.
Из сказанного следует, что основным источником средств для приведения в порядок инженерных коммунальных систем должны стать бюджетные средства. Их объем оценивается примерно в 80% необходимых капитальных вложений.
Возможно привлечение для реконструкции коммунальных систем и частного капитала, однако общий объем таких инвестиций оценивается примерно в 20%.
Реконструкция коммунальных инженерных систем должно проводиться программным методом на основании технико-экономического обоснования.
Разработку программ модернизации инженерных систем и технико-экономических обоснований для ЖКХ должны выполнять организации, имеющие соответствующую квалификацию. От качества этих документов и от грамотной реализации технических и организационных мероприятий будут зависеть итоги этой работы.
Как показывает имеющийся опыт, региональные коммунальные предприятия в своем большинстве качественно выполнить эту работу не в состоянии из-за отсутствия кадров соответствующей квалификации.
НИИсантехники имеет опыт проведения таких работ и располагает квалифицированными кадрами для их выполнения.
Считаю целесообразным официально поручить институту организацию работ по подготовке и реализации инвестиционных проектов. Финансирование таких работ должно производится частично за счет федерального бюджета и частично за счет муниципальных и региональных бюджетов.
НИИ сантехники готов выполнить эту работу. В организации имеются квалифицированные кадры, способные решить все указанные выше вопросы.
Все работы будут производиться совместно с Администрацией города и уполномоченными ей местными энергоснабжающими компаниями.
Решение всех организационных вопросов может принять на себя НИИ Сантехники.
Новость добавила компания: Администратор
|