Пресс-релизы
Год как год
Добавлено: 15:44, 31 July 2008
В отечественном упаковочном машиностроении в уходящем году были новинки — пусть и относительные — и явления, подтверждающие, что эта официально непризнанная в России отрасль продолжает развиваться, причем в правильном направлении, в полном соответствии с мировыми тенденциями.
Быстрее, выше, точнее
Одна из мировых тенденций — повышение производительности фасовочно-упаковочного оборудования, а также повышение точности дозирования. Впрочем, ничего более быстрого по выдаче доз и точного, чем комбинационный дозатор, нет. В конце прошлого века российские производители если и применяли в своем оборудовании комбинационные дозаторы, то исключительно импортные, да и то с большой осторожностью. Первым производителем подобных дозаторов в России в 2001 году стала компания «Сигнал-Пак». В 2007-м комбинационный дозатор собственного производства представила «Бестром», встав, таким образом, в ряд фирм, где вместе с «Сигнал-Паком» находятся «Таурас-Феникс», «Термопак», а также два предприятия, совместно работающие в этом направлении, — «Спектр-М» и «Элементарные машины» (Белоруссия). Комбинационный дозатор — сложное и дорогое изделие. Отсюда два вывода. Во-первых, отечественные машиностроители прекрасно справляются с трудными техническими задачами. Во-вторых, хотя применение подобного дозатора заметно увеличивает цену фасовочного автомата, однако большое количество производителей не позволит кому-либо из них безосновательно повышать цену на и так не самое дешевое оборудование.
Комбинационный дозатор обязательно увеличивает габариты автоматов и в плане, и по высоте, что затрудняет их применение теми фасовщиками, которые стеснены площадями и высотой потолков. В связи с этим нельзя не отметить работу последних лет компании «Сигнал-Пак», направленную на снижение габаритов, прежде всего высоты, своего оборудования, снабженного подобными дозаторами. Причем работа над снижением высоты идет в двух направлениях: и по дозаторам, и по упаковочным частям автоматов (упаковочным машинам). Не могла не вызвать интереса последняя разработка этой компании, показанная на «Росупаке-2007», — дозатор СП16-1 Safe, предназначенный для отмеривания доз до 1500 г таких хрупких предметов, как печенье. Самое оригинальное в конструкции дозатора данной модели — отсутствие промежуточных емкостей над весовыми. С одной стороны, это заметно снижает высоту изделия, с другой — совместно с оригинальной системой подачи продукта сокращает возможности повреждения продукта.
Если другие производители лишь недавно начали выпуск комбинационных дозаторов и их вариантов имеют немного, то «Сигнал-Пак» может предложить заказчикам 12 модификаций дозаторов, адаптированных под тот или иной продукт. Впрочем, и другим предприятиям есть чем гордиться. Так, компания «Таурас-Феникс» в своем патенте на полезную модель, заявленном в 2005 году, предложила использовать комбинационный дозатор для дозирования многокомпонентных продуктов. И вот в октябре 2007-го она сообщила о том, что запустила в серийное производство систему, позволяющую фасовать и кондитерское ассорти при участии одного дозатора. Кроме того, «Таурас-Феникс» показала на выставке «Упаковка» еще одну достаточно интересную новинку — автомат на базе упаковочной машины вертикального воротникового типа Питпак М3. Машина предназначена для формирования пакетов-подушек объемом 3–5 л. Автомат адаптирован под трудно сыпучие продукты, в частности порошкообразные СМС.
Нетрадиционен дозатор в две головки с вертикальным поступлением продукта в весовую емкость и досыпкой продукта (грубая и точная доза). Этот дозатор — «хорошо забытое старое», такая схема работы известна давно, но конструкторы предприятия заставили работать ее на сложном в дозировании продукте. Производительность фасовочных автоматов зависит не только от типа дозатора и физико-механических свойств продукта, но и от кинематической скорости упаковочных машин. Над производительностью упаковочных машин вертикально-линейного воротникового типа российские производители работают постоянно. Производительность за сто, а у некоторых и далеко за сто циклов в минуту — вполне обычная вещь на отечественных машинах. Многие из них вполне конкурентоспособны в сравнении с образцами того же класса от мировых лидеров. Правда, работа, направленная на увеличение производительности, в 2007 году была представлена лишь одна: модернизированная машина «Бестром-220МК». Помимо увеличения производительности в результате модернизации улучшились и некоторые другие показатели.
Кроме того, специалисты увидели очень интересное решение, кстати, тоже запатентованное как полезная модель, от компании «Нотис»: к автомату было пристроено устройство, позволяющее получаемые пакеты с продуктом скреплять лентой из термосвариваемого материала, собирая их в гирлянду. Несмотря на то, что отечественные вертикальные и горизонтальные упаковочные машины вполне «на уровне», предприятия испытывают серьезную конкуренцию со стороны ведущих зарубежных производителей. Притом она ожесточается. Многие ведущие производители имеют представительства в России, а в случае отсутствия такового потребителю предложат свои услуги компании — как отечественные, так и зарубежные, — торгующие оборудованием со всего мира. Кроме того, есть и первый завод по выпуску упаковочного оборудования, принадлежащий иностранному владельцу — концерну Bosch. Притом что упаковочная машина Terra-25, собранная на заводе компании в городе Энгельсе, ненамного дороже аналогичной российской машины того же класса, но так как здесь дозаторы пока не выпускают, то автомат на базе этой машины, укомплектованный дозатором, прибывшим из-за рубежа, уже более чем на 30% дороже российского аналога. Казалось бы, отечественным производителям следует осваивать выпуск оборудования, которое не выпускается в России. Но здесь не все однозначно.
Картонная пачка, бумажный пакет
НПО «Технологии упаковки» полем своей деятельности избрало оборудование, оперирующее с кроем картонных пачек и гофроящиков. Это оборудование может формировать картонные пачки, помещать в них пакеты с фасованной продукцией и отдельные предметы, заклеивать клапаны пачек, запечатывать пачки наружной оболочкой. Казалось бы, осталось немного: поставить на оборудование дозатор и получить автомат, фасующий в картонные пачки сыпучие продукты. Однако предприятие такое оборудование широкой общественности никак не представит. По-настоящему серьезное оборудование для фасования сыпучих продуктов в картонные пачки и бумажные пакеты в стране не выпускается с 1990-х годов. Небольшое предприятие, образовавшееся на «обломках» ликвидированного воронежского «Упмаша», не особенно афишируя свою деятельность, выпускает небольшое количество таких автоматов, пользуясь старыми разработками.
Но это оборудование не самое передовое, даже из выпускавшегося в 1980-е. На более крупное оборудование у воронежцев не хватит ни сил, ни производственных мощностей. А ведь, несомненно, в России есть необходимость в подобном оборудовании, и потребителям приходится обращаться к зарубежным производителям или их российским дилерам. Впрочем, на выставочных стендах и сами производители, и российские поставщики крайне редко демонстрируют это оборудование «живьем». Данное оборудование намного сложнее оборудования, оперирующего с гибкими термосвариваемыми материалами, выпуск которого отечественные машиностроители прекрасно освоили. Но опыт у них имеется. Неужели не освоят и это?
Пакеты для жидких продуктов
Для оборудования, фасующего жидкие продукты, два петербургских предприятия с промежутком в один год выпустили новые варианты дозаторов. «Русская Трапеза» показала дозатор на «Росупаке» в 2006 году, а «Таурас-Феникс» — в 2007-м. При конструкционном разнообразии дозаторов общее у них то, что это дуплексные дозаторы. За счет поочередного дозирования и некоторых конструкторских решений увеличивается производительность оборудования и облегчается его обслуживание. К сожалению, оба дозатора демонстрировались установленными на вертикальных машинах, образующих пакет-подушечку из полимерной пленки. Пакет неудобный и, в общем-то, устаревший. Но «пенять» на производителей не стоит. Просто в сегменте российского рынка оборудования для фасования жидких продуктов в материалы, содержащие полимеры, «наших» здорово давят ведущие мировые производители: Tetra Pak, Elopak, Ecolean, SIG Сombibloc. Эти компании поставляют оборудование, конкурировать с которым очень сложно.
Кроме того, они проводят активнейшую патентную политику, защищая на территории России свои технические решения. И здесь, даже добросовестно пытаясь выпустить какое-то альтернативное оборудование, есть риск попасть под действие чужого патента. Между тем производители различных жидких продуктов сейчас, как никогда раньше, стремятся применять в упаковывании новые технологии и тем самым выделить свою продукцию из ряда аналогичной. Так, компания «Сады Придонья» запустила линию по упаковыванию соков в Tetra Gemina Aseptic. Эта упаковка появилась совсем недавно, а число компаний во всем мире, применяющих такую технологию, можно сосчитать, задействовав пальцы одной руки. И при всех сложностях, видимо, стоит попытаться предложить потребителям альтернативу как дешевой, но неудобной «подушечке», так и дорогой картонно-полиэтиленовой упаковке от мировых грандов.
На чем получать doy-pack
Одной такой, пусть частичной, альтернативой для жидких продуктов могла бы быть упаковка doy-pack, совершающая головокружительный взлет в России. Еще во второй половине 1990-х о ней знали лишь специалисты. А совсем недавно она применялась почти исключительно для упаковывания соусов дозой 200–500 мл. Сейчас doy-pack стал и сложнее, оснастившись различными устройствами, повторно закрывающими упаковку, и объемнее, и номенклатура упакованных в него продуктов невероятно возросла. Между тем выбора отечественного автоматического оборудования, формирующего, наполняющего и запечатывающего упаковку, нет. Единственное предприятие, выпускающее автоматическое оборудование, формирующее и наполняющее doy-pack, — «Русская Трапеза». Однако ее оборудованию, чтобы хоть как-то приблизиться если не к лучшим европейским образцам, то хотя бы к средним, требуется, по крайней мере, серьезная модернизация. Пока же российскому потребителю, чтобы сделать выбор, без обращения к производителям и поставщикам зарубежного оборудования не обойтись.
Стоит ли «лезть в бутылку»?
В отличие от оборудования, фасующего сыпучие продукты в бумажные пакеты и картонные пачки, производство которого в России почти потеряно, отечественное оборудование, оперирующее с готовой тарой в виде бутылок, продолжает выпускаться и даже развиваться. На рынке работают как одно из старейших предприятий — завод «Лен-продмаш», так и другие, включая новые, например «Фруктонад групп». Автоматическая линия, производящая ополаскивание бутылок, розлив в них жидкостей и запечатывание тары (причем при переналадке разными способами), была представлена в этом году предприятием «Бормаш» (группа компаний «Бородино»). Производительность — до 8 тыс. бутылок в час (при объеме 1,5 л). Весьма достойный образец. На сегменте рынка оборудования по разливу жидкостей в бутылки и операций, связанных с ним, конкуренция со стороны зарубежных производителей нисколько не меньше, чем на других участках. Однако здесь российские производители продолжают бороться.
Создаем группы
Отечественные машиностроители вовремя заметили одну актуальную потребность отечественной пищевой промышленности и успели выпустить необходимое оборудование — для создания групповой и транспортной упаковки. Выпуску этого оборудования уделялось крайне мало внимания в советские времена, а тем более в 1990-е — начале 2000-х. Слишком низок был тогда уровень зарплат, особенно в провинции, и дешевле было «посадить» на укладку потребительских упаковок несколько женщин, чем приобрести дорогостоящее оборудование. И если в 1980-е годы и ранее в России хоть что-то для перекладывания этого труда «на плечи машин» выпускалось, то позднее оборудование для термоусадки пленки, обернувшей блок упаковок (при этом блок надо было создавать вручную), было у нас чуть ли не единственным оборудованием, относящемся к групповому упаковыванию. Настоящий прорыв в данном направлении сделан в 2006 году, и 2007-й подтвердил, что российские производители продолжают здесь активно работать. «Технологии упаковки», «Стеклопак», «Фруктонад групп» производят различное оборудование, направленное на групповое упаковывание. Есть компании, поставляющие зарубежное оборудование, но называть их просто поставщиками не стоит — они «увязывают» это оборудование, создавая линии.
Среди них можно отметить компании «Мерпаса» и «Упаковочные системы». Но самая интересная разработка — роботизированные линии, два последних года демонстрируемые компанией «Юкам-групп». Это практически первое применение промышленных роботов в пищевой индустрии нашей страны. Конкуренция среди отечественных производителей в сегменте группового упаковывания есть, но не слишком жесткая. Большинство предприятий имеют свою, пусть не слишком узкую, но все же специализацию. И их интересы пересекаются далеко не всегда и не везде. Но, как представляется, со стороны зарубежного оборудования этого направления, особенно европейского — давление огромное.
Владимир Ульянов
Новость добавила компания: Администратор
|
Последние новости
Новость | Новость от компании | Дата |
Актуальные тенденции развития мирового и отечественного рынка ТПА в г. | Мосгоркомплект, ООО | 13 October 2022 |
Tetra Lactenso Aseptic – новое поколение оборудования для молочной промышленности | Мосгоркомплект, ООО | 10 October 2022 |
Экономия в деталях | Мосгоркомплект, ООО | 10 October 2022 |
Самый популярный детский герой | Мосгоркомплект, ООО | 9 October 2022 |