Опыт общения с коллегами и друзьями показывает, что многие относятся к упаковке как к финальной стадии производственного процесса, который может быть различен по форме — от ручной укладки в лотки или пакеты до автоматической упаковки на специальных машинах. И мало тех, кто рассматривает упаковочную технологию как основу бизнеса. Хотелось бы рассказать чуть подробнее об одном из таких направлений — салфетках в упаковке.
В Европе существует порядка 20 компаний, занимающихся коммерческой упаковкой влажных салфеток и различных жидкостей в маленькие «сашетки». В качестве примера успешного бизнеса можно назвать компанию Budelpack (Германия), которая производит ежемесячно порядка 35 млн упакованных салфеток и гелей. Оборот компании составляет примерно 1 200 000 евро в месяц. Много это или мало — судить вам, дорогой читатель, но то, что это выгодно, не подлежит сомнению. Казалось бы, что можно придумать в таком простом сочетании, как «салфетка — жидкость — пакет»? Оказывается, что очень много:
– влажная салфетка для рук, лица, волос и прочих частей тела;
– салфетка для очков, мониторов, КПК и сотовых телефонов;
– салфетка для автолюбителей.
Вышеперечисленные виды упаковок могут варьироваться как по количеству салфеток в одной упаковке (единичная или групповая), так и по сочетанию двух совмещенных упаковок, например: парная упаковка для влажной и сухой салфетки, парная упаковка для одной большой и одной маленькой салфетки, двухкамерный пакет с салфеткой и кремом и т.д. В общем, нет предела фантазии. Уверен, что каждый из вас сможет добавить в данный список еще несколько пунктов, поэтому перейдем к «сердцу» этого бизнеса — упаковочной машине.
И здесь вы сможете найти машину как под любую задачу, так и на любой «кошелек». Для производства «сашеток» с салфеткой можно использовать и вертикальную, и горизонтальную упаковочные машины, все зависит оттого, какие цели вы ставите перед собой. Вертикальный упаковочный автомат работает по принципу одновременного формирования пакета и подачи продукции (салфетка + жидкость). Это сразу ограничивает производителя в возможностях выбора формата и типа упаковки. Принцип работы такой машины — это жесткоформатные шаблоны для сварки пакета. Чтобы сменить формат, вам потребуется большое количество деталей, времени и еще большее количество выброшенных упаковочных пленок и продукта. Второй немаловажный отрицательный момент — герметичность пакета. Поскольку все процессы формирования и дозирования происходят практически одновременно, гарантировать отсутствие жидкого или кремообразного наполнения на швах пакета вряд ли кто-то сможет со 100-процентной уверенностью. Это означает, что до потребителя может дойти пакет с салфеткой, которая уже «подсохла» по дороге от производства до магазина.
Есть, безусловно, и положительные моменты. В первую очередь — цена. Подобную вертикальную машину можно приобрести от 30 тыс. до 200 тыс. евро в зависимости от ее производительности. Во-вторых —большой диапазон выбора по производительности: от 30 до 500 упаковок в минуту. Исходя из вышесказанного, можно резюмировать, что если ваш выбор — один формат салфетки, высокая производительность и минимальная стоимость сырья, то вы можете рассматривать вертикальные автоматы. Если же перед вами стоит такая задача, как гибкость производственного процесса, то перейдем к следующему виду упаковщиков — горизонтальным упаковочным машинам.
В этом деле используется два типа горизонтальных автоматов. Первый —для упаковки группы салфеток (от 5 до 200 шт.) в трехшовный пакет (flow-pack), что является единственно возможным вариантом оборудования для групповой упаковки. Второй тип —горизонтальные упаковочные автоматы для формирования трех- или четырехшовного пакета и последующей укладки салфетки и заливки жидкости. Отрицательный момент по отношению к вертикальной упаковке здесь только один — цена. Если взять машины вертикального и горизонтального типов одной производительности, то цена вертикальной будет примерно на 50–60% ниже, чем горизонтальной. Если принять во внимание, что упаковочная машина покупается один или два раза в год, а расходные материалы на производство закупаются постоянно, то можно смело сказать, что через год — максимум два года стоимость машин сравняется за счет значительно более низкого КПД вертикалок. На горизонтальной машине вы получаете возможность унификации и гибкости, то есть производства большого количества различных форматов упаковок в короткий период времени с минимальными временными потерями. В моей практике есть немало примеров, когда компании выбирали дорогостоящие горизонталки и уже через 2–4 месяца поднимались в объемах производства в 2–3 раза лишь за счет большего разнообразия упаковок, которые они могли предложить клиенту. Все остальные процессы в рассматриваемом бизнесе — вспомогательные: закупка материалов, пленок, складское хранениеи, конечно, — отдел продаж. Кстати, очень важно, что у специалистов по продаже будет возможность гибкого подхода к клиенту — от объема заказа до размера и формы упаковки. Кроме того, использование хорошего упаковочного оборудования позволит вам упаковывать помимо салфеток еще и различные жидкие и кремообразные средства, что также способно превратиться в важную статью дохода. Не зря подобную продукцию в Европе и Америке производят в основном коммерческие упаковщики. В России на сегодняшний момент данный рынок находится лишь на начальной стадии развития, и есть абсолютная уверенность в том, что любой, кто увидит в такой идее изюминку и осознает все потенциальные преимущества упаковки, сможет войти в мир, где упаковочная машина — это, по сути, станок для печати денег. Остается лишь выбрать их номинал.
Анатолий Ширлин