Пресс-релизы
На восток
Добавлено: 15:44, 31 July 2008
В России есть богатеющие пищевые предприятия, а среди них и те, кто готов инвестировать в отрасль с целью ее переоснащения. Превышающая в 2–2,5 раза цена импортного оборудования, не говоря уже о более низкой разнице, не является для таких покупателей причиной выбирать именно отечественное. Снижение соотношения цены на отечественное и импортное оборудование — это тревожный сигнал для наших производителей.
Клиентская близость
Возрастающее число представительств крупнейших зарубежных компаний подтверждает их стремление приблизить свою продукцию к российскому покупателю. Те же, у кого нет представительств, охотно прибегают к услугам компаний-поставщиков оборудования, причем как российских, так и иностранных.
Концерн Robert Bosch, открыв завод в Энгельсе, показал еще один путь — не новый, но впервые примененный в России для упаковочного машиностроения — приближения западного оборудования: открытие своих предприятий. Сейчас та машина, которая производится в Энгельсе, — далеко не вершина творчества для Bosch. Ей пока есть достойные конкуренты в России. Но лиха беда начало — за этой моделью пойдут и другие, с заметно лучшими показателями, а там недалеко и время, когда на саратовской земле станет выпускаться и другая упаковочная техника Bosch. Нет сомнений, что снизится соотношение цены российских воротниковых автоматов и «бошевских», когда на последние будут установлены дозаторы волжского изготовления. Грандиозный опыт проектировщиков Bosch, отличное качество оборудования, помноженное на сравнительно невысокую цену, вызванную низким (по европейским меркам) уровнем зарплаты в России, плюс известная торговая марка создадут проблемы по части конкуренции российским производителям фасовочно-упаковочного оборудования. Еще один способ приближения зарубежного оборудования — это выпуск отечественными предприятиями оборудования по лицензии производителей из других стран. Покупка лицензии — риск. Освоение лицензии — большой труд. А выпуск оборудования по западной лицензии — это предоставление российским потребителям хорошего оборудования по более приемлемым ценам. В общем, дело благое. Между тем освоение не всякой лицензии вызывает одинаковое чувство. Когда осваивается лицензия на оборудование, которое не производится в России или выпускается, но не надлежащего качества, — это замечательно. Например, выпуск в 2001 году лицензионного комбинационного дозатора компанией «Сигнал-Пак».
Однако, осваивая лицензию на продукцию, которая и в России производится достаточно высокого уровня, предприятие-лицензиат может стать «троянским конем», приносящим дополнительные сложности отрасли в целом. И, может быть, стоит в этом вопросе проявлять профессиональную солидарность? Тем более что такая солидарность у зарубежных производителей из одной страны при внедрении на чужой, в частности российский, рынок наблюдается. Конкуренция на внутреннем российском рынке фасовочно-упаковочного оборудования усиливается, причем не только среди отечественных производителей, но и со стороны мировых лидеров. Так, за первые десять месяцев 2007 года объем поставок упаковочного оборудования из Германии в Россию составил 291,2 млн евро, что на 31% больше, чем за тот же период предыдущего года.
Объединяйтесь!
В ведущих странах по выпуску фасовочно-упаковочного оборудования уже давно существуют объединения его производителей. Создается впечатление, что подобные объединения в Германии и Италии — влиятельные организации, гордящиеся тем, что имеют честь представлять отрасли промышленного производства, занимающие далеко не последние места в экономике своих стран.
В Германии с 1892 года существует союз немецких машиностроителей (Verband Deutscher Masсhinen und Anlangenbau, VDMA), объединяющий примерно 3000 компаний и имеющий представительства во многих странах мира. В союзе имеется сектор «Упаковочные машины». По данным VDMA, производство фасовочно-упаковочного оборудования на начало века было седьмой по значению отраслью страны. В Германии выпуском этого оборудования заняты 650 компаний, в которых работают 56 800 человек. В 2004-м, в год своего двадцатилетнего юбилея, Ассоциация итальянских производителей автоматических машин для фасования и упаковывания (Union costruttori italiani machine automatiche per il confezionameto e l’imballagio, UCIMA), объединяющая около 100 компаний-членов, с гордостью приводила следующие цифры. За двадцать лет годовой прирост отрасли составил 3,3% (при постоянных ценах) против 1,2% по другим отраслям промышленности. За этот же период производство упаковочных машин выросло на 250%, в то время как другие отрасли в целом лишь удвоили объем производства. Экспорт продукции составлял 80–86% от всего производства отрасли, а у некоторых предприятий отрасли процент экспорта доходит до 90%. Юбилейный для UCIMA 2004 год, по признанию ее представителей, выдался тяжелым. Немного снизился прирост общего производства, и снизились внутренние продажи. При общем росте экспорта сократился экспорт в некоторые страны, например США и Китай. Были предприняты энергичные меры, и за первые три месяца 2005 года объем экспорта вырос на 127% по сравнению с тем же периодом 2004 года. Стоит отметить, что высокие проценты экспорта характерны для большинства крупнейших производителей. Так, в российской прессе промелькнуло сообщение, что в 2002 году 88% прибыли подразделение «Упаковочные технологии» корпорации Bosch получило от экспорта.
Сводная таблица характеристик упаковочных машин (упаковочных частей фасовочных автоматов) вертикально-линейного воротникового типа.Примечания.1. Все значения параметров взяты из проспектов и официальных сайтов компаний. При разночтении, указывались характеристики из сайтов.Для оборудования компании Ilapak значения параметров взяты из официального сайта компании.2. Вся размерность в таблице указана так, как приведена в материале компании.3. Показатель «производительность» в таблице указана как «теоретическая производительность». В материалах компаний она называется по разному: теоретическая производительность, кинематическая производительность, производительность. Но это все один и тот же показатель: производительность, которую может достичь упаковочная машина на холостом ходу, или изготавливая пакеты из наиболее удобного с точки зрения образования пакета материала, без дозирования продукта. Производительность указана для самого простого по форме пакета: «подушечка». Для других пакетов она будет ниже.4. На русскоязычном сайте компании и русскоязычных рекламных материалах производительность указана до 80 циклов/минуту.
Не в результате ли мер, направленных на увеличение экспорта, очередная выставка «Упаковка/ Упак Италия» вдруг была проведена не в соответствии с привычным двухлетним циклом, в феврале 2006 года, а в декабре 2005-го? Не по причине ли стремления чаще демонстрировать российским потребителям иностранное (главным образом, немецкое и итальянское) оборудование выставку «Упаковка/Упак Италия» теперь будет проходить ежегодно? В Великобритании своя Ассоциация упаковочных машин и оборудования (Processing&Packaging Machinery Association, PPMA), созданная в 1987 году и объединяющая 330 компаний. Президент PPMА г-н Эндрю Мэнли считает, что цель каждой национальной организации — продвигать своих членов на зарубежные рынки. А для этого подходят любые цивилизованные пути. Тем более что у PPMА уже имеется правительственная поддержка продвижения английских предпринимателей на российский рынок.
Наш ответ Чемберлену
Зарубежное технологическое оборудование, включая упаковочное, ускоряющимися темпами внедряется на российский рынок как усилиями самих производителей, так и с помощью государственных структур и некоммерческих ассоциаций. Об этом следует помнить российским машиностроителям и принимать какие-то меры по защите хотя бы той части рынка, которая ими неплохо освоена, а лучше бы, конечно, перейти к «активной обороне», попытавшись занять еще неосвоенные сегменты рынка упаковочного оборудования. Надеяться на помощь государства не стоит. Ведь упаковочное машиностроение не авиапром, о судьбе которого заботятся на самом «верху». Поэтому, как в свое время итальянцам, российским производителям оборудования необходимо объединяться. Какой будет форма объединения производителей, как станет называться такое объединение — ассоциацией, союзом или федерацией, не столь важно — главное, что оно нужно. Сейчас в России существует несколько объединений производителей технологического оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. (Слабость всех их отметил исполнительный директор ассоциации производителей упаковочного оборудования «Пакмаш» Г.К. Хмелевский.) Наверное, объединению производителей фасовочно-упаковочного объединения быть жестко связанным с ними не стоит, но и полностью отрываться от общих проблем и интересов производства пищевого оборудования также не нужно.
Запад идет на Восток, а куда идем мы?
Проблему — внутрь?
На двух последних выставках в Дюссельдорфе предприятия, входящие в ассоциацию «Пакмаш», были представлены коллективным стендом. Хорошо, что познакомили «упаковочную Европу» с состоянием (и неплохим) дел в производстве фасовочно-упаковочного оборудования в России. Но вполне можно допустить, что и себе несколько осложнили жизнь. В последние годы на московских выставках зарубежное оборудование, которое заведомо хуже отечественного, перестало демонстрироваться. Между тем от хорошего оборудования все равно не загородишься. Поэтому участие отечественных производителей поодиночке или коллективом в крупнейших зарубежных выставках, безусловно, положительное явление. Главной задачей объединения российских производителей фасовочно-упаковочного оборудования должна стать защита отечественного рынка. Она видится, прежде всего, в постоянном осуществлении следующих мероприятий. Повышение качества выпускаемого в России оборудования. Но здесь агитировать предприятия не нужно — они постоянно работают над повышением качества. Расширение номенклатуры выпускаемого в России оборудования. В данном направлении предприятия работают, но все же недостаточно: с трудом «сходят с наезженной колеи» уже выпускающегося оборудования. Если эти направления российские предприятия вполне могут осуществлять самостоятельно, то некоторые другие действия лучше совершать коллективно. Например, лоббирование интересов отечественных производителей фасовочно-упаковочного оборудования, а, возможно, производителей всего комплекса технологического оборудования перед самыми высокими инстанциями. Ведь вряд ли кто-то из конкретных производителей оборудования сможет это сделать самостоятельно, а вот надежда, что это способно сделать объединение, есть.
Владимир Ульянов
Новость добавила компания: Администратор
|
Последние новости
Новость | Новость от компании | Дата |
Актуальные тенденции развития мирового и отечественного рынка ТПА в г. | Мосгоркомплект, ООО | 13 October 2022 |
Tetra Lactenso Aseptic – новое поколение оборудования для молочной промышленности | Мосгоркомплект, ООО | 10 October 2022 |
Экономия в деталях | Мосгоркомплект, ООО | 10 October 2022 |
Самый популярный детский герой | Мосгоркомплект, ООО | 9 October 2022 |