В канун Нового года PG поинтересовался у потребителей упаковки, чего же они ждут в 2008 году от поставщиков (№ 6, 2007). Им отвечает эксперт PG Владимир Ульянов.
«Хотелось бы, чтоб… производители… сделали акцент на повышении надежности выпускаемых машин».
Надежность любого оборудования — одна из основных характеристик, на которые стоит обратить внимание при его приобретении. Считаю, что это понятие более актуально для потребителя, нежели производительность, обычно сообщаемая производителем в теоретической величине (в циклах в минуту, пакетах в минуту). Но определяются ли производителями такие показатели, характеризующие надежность оборудования, как наработка на отказ, средняя продолжительность срока службы, межремонтный цикл? Сведений об этом нет. Правда, есть надежда, что рекламации от потребителей собираются и анализируются. А главное, в конструкции оборудования вносятся на основе этого анализа соответствующие изменения. Фасовочно-упаковочное оборудование сейчас усложняется. Одни виды такого оборудования идут по пути усложнения механики, в других, наоборот, механика упрощается, одновременно на более высокий уровень выходит электрическая, электронная и пневматическая «начинка».
При этом практически обязательный сейчас рост производительности. В результате всего — требование повышения надежности. Ведь не гоже, когда высокопроизводительное, добавим, дорогостоящее, оборудование останавливается, подчас из-за пустяка. Надежности оборудования всегда уделялось большое внимание, и никогда это внимание не исчезнет. Но машины и приборы все же время от времени ломаются. Поэтому производителям и поставщикам, кроме борьбы за надежность, придется думать о приближении обслуживания оборудования ближе к потребителям. Не менее важно стараться сделать оборудование как можно более ремонтоспособным. И, прежде всего, в условиях упаковывающего продукцию предприятия.
«Хотелось бы, чтобы поставщики предложили новые разработки в области автоматической смены пленки и минимизации времени перехода с одного формата пакета на другой».
Время, затрачиваемое на установку рулона упаковочного материала, или на помещение в кассеты и накопители упаковочных средств, по мере их расходования, — вынужденные и необходимые затраты, происходящие в процессе эксплуатации оборудования. Это время, затрачиваемое, конечно, не впустую, но и не направленное впрямую на выпуск упакованной продукции, основная величина, влияющая на показатель «коэффициент технического использования». Этот показатель во многом влияет на одну из главных характеристик оборудования — техническую производительность, выражаемую в упаковочных единицах или в массе упакованной продукции в смену. Что толку от высокой теоретической производительности в минуту, если на установку, допустим, нового рулона потребуется до десяти минут, а такую установку надо будет производить два-три раза в час? В 60–70-е годы от отечественных разработчиков фасовочно-упаковочного оборудования требовали, чтобы коэффициент технического использования был не менее 0,8. К концу 80-х он у отечественного оборудования находился в районе 0,9. Сейчас приходилось слышать, что у некоторых образцов зарубежного оборудования он достигает 0,98. Конечно, такой показатель достижим далеко не на всяком типе оборудования, но стремится повышать его надо. Не зря в пожелании отмечена именно смена пленки. При использовании других упаковочных средств их смена или пополнение происходит проще, иногда без остановки оборудования. Полностью автоматизировать замену рулона израсходованного гибкого упаковочного материала вряд ли когда удастся. Но производители уже сейчас много делают, чтобы рулон заменялся, а материал заправлялся в машину как можно быстрее. О переходе на другие форматы. В некоторых видах оборудования переход на другие форматы осуществляется предельно легко. Например, в фасовочных автоматах вертикально-линейного воротникового типа длина пакета изменяется бесступенчато, причем, чаще без отключения автомата, ширина пакета меняется заменой трубы и воротника рукавообразователя. Но длительность этой операции, в зависимости от конструкции узла и опыта наладчика, занимает от минуты до пяти-шести. Традиционно считается, что оборудование, фасующее продукты в «дойпак», легче и быстрее перестраивается на другой формат, если используются готовые пакеты, и труднее, если пакеты формируются на автомате. В принципе, любое фасовочно-упаковочное оборудование можно спроектировать так, что переход на другой формат, величину дозы и даже на другой продукт может быть осуществлен, и даже за сравнительно небольшой промежуток времени. Но в этом случае оборудование обязательно будет дороже. На сколько дороже — зависит от того, какой вид и тип оборудования делается универсальным.
«Хотелось бы увидеть инновационные материалы (аналоги полипропилену), позволяющие за счет снижения толщины уменьшить затраты на их использование. Но при этом прочностные характеристики и внешний вид такой упаковки не должны уступать полипропиленовой».
Даже зная некоторые, по сути, не столь существенные, недостатки материалов на основе ориентированной полипропиленовой пленки, все же непонятно: чем так «не угодили» эти самые распространенные сейчас упаковочные материалы? Прочность на разрыв хорошая. Правда, прочности на раздир практически никакой. Но ОПП «в чистом виде» применяется редко, и дополнительными слоями этот недостаток устраняется. Если же рассматривать пожелание возникновения новых материалов вообще, то это желание, несомненно, сбудется. На наш взгляд, производство гибких упаковочных материалов на основе полимеров с конца прошлого века переживает настоящий бум, причем, бум именно в создании инновационных материалов. Положительным фактором следует отметить то, что с новыми материалами прекрасно «справляются» производители фасовочно-упаковочного оборудования, умело устраняя их первоначально, казалось бы, имеющиеся недостатки и используя новые материалы для увеличения производительности упаковывания. Но новые материалы, как правило, дороже ранее существовавших. Поэтому ожидание, что за счет меньшей толщины материала (что само по себе хорошо) уменьшится стоимость упаковки, думаю, вряд ли осуществимо. Автор этих заметок пришел в упаковочное машиностроение более тридцати лет назад. Что интересно, пожелания потребителей упаковочного оборудования, упаковочных материалов, упаковочных средств за тридцать лет нисколько не изменились.