Пресс-релизы
Не до жиру
Добавлено: 15:43, 31 July 2008
Обзор украинского рынка продовольственного машиностроения
Исследования независимых экспертов
Украинское продовольственное машиностроение представляет собой весьма неоднородную по своей структуре отрасль. Это можно объяснить, во-первых, тем, что пищевая промышленность, которая является потребителем продукции продовольственного машиностроения, состоит более чем из 20 подотраслей со своей динамикой развития. Во-вторых, производители оборудования специализируются на отдельных его видах, предназначенных, опять-таки, для определенных отраслей. Отсюда следует простой вывод: если хлеб пользуется постоянным спросом, то и оборудование для его производства тоже покупается регулярно. Это означает, что на момент начала реформ предприятия продмаша оказались в неравных условиях с точки зрения рыночного спроса, а затем ситуация еще более усугубилась в связи с общим коллапсом экономики.
Самыми тяжелыми для украинских машиностроителей стали 1993-1996 годы, когда местные пищевики обновляли основные фонды за счет импортного оборудования, поступавшего в форме иностранных инвестиций или закупавшегося в счет открытых кредитных линий. Правда, на тот момент времени украинское оборудование по качеству не отвечало мировым стандартам.
В этих условиях выжили сильнейшие советские заводы: те, кому досталась более востребованная отрасль-потребитель, или предприятия с сильным руководством, сумевшим вовремя понять значимость и специфику маркетинга на промышленном рынке.
На той же волне реформ появились компании новой формации, которые арендовали пустующие производственные площади у машиностроительных гигантов и комплектовали на них из закупленного по отдельности оборудования технологические линии малой мощности.
Таким образом, начиная с 1997 года объемы производства оборудования для пищевой промышленности на Украине начали расти. Последним испытанием на прочность для продмашевцев явился 2001 год, когда Россия ввела НДС, и ее весьма емкий рынок стал практически недоступен для украинских производителей. Сегодня ситуация несколько выровнялась – заводы выстроили дилерские сети и смогли вернуться в РФ.
В настоящее время уже сформировалась группа отраслевых лидеров, на внутреннем и внешнем рынках появились конкурентоспособные виды технологического оборудования, компании-операторы овладели приемами промышленного маркетинга и научились правильно продавать свою продукцию.
Однако намного легче работать на этом рынке компаниям не стало. Во-первых, емкость внутреннего рынка остается недостаточной, а на внешний очень сложно выйти по многим причинам.
Во-вторых, жизнь заставляет отказываться от специализации и выпускать все, что пользуется спросом, причем перестраиваться приходится на ходу, пока свободную нишу не заняли конкуренты.
В-третьих, чтобы выглядеть презентабельно, приходится постоянно модернизировать профильную продукцию, а денег на это, как всегда, не хватает.
И, в-четвертых, все острее чувствуется нехватка квалифицированного производственного персонала. Крах системы профтехобразования оставил машиностроителей без рабочих кадров.
Поэтому однозначно оценить современное состояние продовольственного машиностроения достаточно сложно. Можно говорить только о явных отраслевых лидерах и аутсайдерах.
Инвестиционная деятельность
Говоря об инвестициях в украинское продовольственное машиностроение, сразу нужно отметить, что иностранные капиталовложения здесь крайне редки и незначительны. Это объясняется тем, что заграничные инвесторы рассматривают Украину исключительно как рынок сбыта. Так что рассчитывать приходится только на свои силы. Но беда в том, что и региональные инвесторы не спешат вкладывать деньги в продмаш – слишком сложный бизнес с большим лагом между инвестициями и отдачей от них.
Поэтому структура собственности в отрасли весьма специфична: преобладают предприятия, где держателями акций являются члены трудового коллектива, и компании, в которых контрольный пакет во время и сразу после приватизации сконцентрировался в руках топ-менеджеров. Представители второй группы работают на рынке намного успешнее, что еще раз доказывает незаменимость эффективных собственников как класса.
Что касается государственного регулирования, то продовольственное машиностроение с первых лет независимости Украины стало объектом особого внимания власти. Исходя из совершенно верной посылки, что заграница никак не расположена помогать новорожденной стране развивать высокотехнологические отрасли экономики, еще в 1992 году была разработана «Национальная программа производства технологических комплексов, машин и оборудования для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности». Однако к 1996 году бюджетное финансирование этого проекта практически прекратилось. В 1998-м документ пересмотрели, переименовали в «Программу производства технологических комплексов, машин и оборудования для АПК на 1998-2005 годы» (табл. 1), о которой столь же успешно забыли. Сегодня промышленная политика государства по отношению к продовольственному машиностроению по своей эффективности равна нулю: помочь материально нечем, а других рычагов влияния на приватизированные предприятия нет.
Производство
На сегодняшний день машиностроители Украины изготовляют всю номенклатуру оборудования для сахарной, мукомольной, хлебопекарной и комбикормовой отраслей пищевой промышленности. Для обеспечения потребностей мясной, молочной и плодоовощеконсервной отраслей украинские компании выпускают более 70% от необходимой номенклатуры. Но при этом производителей современного морозильного оборудования в стране, в отличие, например, от России и Польши, нет вообще.
В число отраслевых лидеров входят такие заводы, как ОАО «Барский машиностроительный завод» (г. Бар Винницкой области), ОАО «Карловский машиностроительный завод» (Полтавская область), ОАО «Киевпродмаш» (Киев), ОАО «Красиловский машиностроительный завод» (Хмельницкая область), ОАО «Кримпродмаш» (г. Симферополь, АР Крым), ОАО «Смелянский машиностроительный завод» (г. Смела Черкасской области), ОАО «Темп» (г. Черкассы), ОАО «Хорольский механический завод» (г. Хорол Полтавской области). Наиболее успешными представителями новой формации являются АО «Росс» (г. Харьков) и ООО «Тронка-Агротех» (Киев).
В последнее время большинство операторов рынка отмечают рост спроса на оборудование большой мощности: чем выше концентрация производства в пищевой промышленности, тем чаще машиностроителям приходится задумываться над разработкой моделей высокой производительности. Различные перерабатывающие мини-цеха, столь популярные в середине 90-х годов прошлого века, постепенно уходят с рынка. В то же время полуавтоматическое упаковочное оборудование и прочая техника невысокой производительности для фермерских хозяйств или общепита по-прежнему актуальны.
Еще одной тенденцией, которую отмечают производители, является изменение предпочтений потребителей. Пищевики больше не стремятся приобрести дорогостоящую, напичканную электроникой импортную технику, с которой могут работать только специалисты, прошедшие специальную подготовку.
Тем не менее простота эксплуатации должна сочетаться с высокой эффективностью. Таким образом, основные требования, которые покупатели предъявляют к продмашевцам – это легкая переналадка оборудования при изменении ассортимента и обеспечение высокого качества продукции.
Однако национальный товаропроизводитель по-прежнему не способен выпускать многие виды технологического оборудования, так необходимого украинским пищевикам, да и качество далеко не всегда устраивает потребителей.
К сожалению, далеко не все заводы продовольственного машиностроения обрели эффективных собственников и высококвалифицированных топ-менеджеров в процессе приватизации. Отсутствие в отрасли серьезного капитала отрицательно сказывается на техническом уровне производимого оборудования, поскольку денег для финансирования научных исследований хронически не хватает. Да и украинские пищевики за время экономического роста еще не окрепли настолько, чтобы обновить всю изношенную технику, а, значит, и спрос на продукцию машиностроителей остается нестабильным (табл. 2).
Экспорт и импорт
В сфере внешнеэкономической деятельности украинское продовольственное машиностроение во многом сориентировано на экспорт – главным образом, в Россию, другие страны СНГ, Балтии и частично бывшего соцлагеря. На долю экспортных поставок приходится 38,8% общего объема производства, а для некоторых предприятий этот показатель превышает 70%. Ограниченный спрос на продукцию со стороны отечественной пищевой промышленности заставляет машиностроителей искать внешние возможности расширения производства. В последнее время многие компании активно выходят на рынки стран Средней Азии и Ближнего Востока, где украинское оборудование, простое в эксплуатации, надежное и недорогое, пользуется спросом. Например, в число стран-партнеров Смелянского машиностроительного завода входят Монголия и Израиль.
Что касается ввоза оборудования для пищевой промышленности из-за рубежа, то отраслевое сальдо торгового баланса по-прежнему выглядит неутешительно: импорт превышает экспорт в 11 раз. В 2002 году в основном ввозилось оборудование для упаковки продуктов и розлива напитков, а также для кондитерской и мясной промышленности.
Ставки ввозной пошлины дифференцированы в зависимости от отрасли-потребителя: нижний предел составляет 5% (льготная ставка) и 10% (полная), а верхний, соответственно, 20 и 40%. Минимальный уровень налогообложения импорта, естественно, не устраивает продмашевцев. С другой стороны, пищевики, особенно представители мясоперерабатывающей отрасли, сетуют на слишком высокие ввозные пошлины, сдерживающие обновление производства.
Интерес украинских пищевиков к импортному оборудованию вполне оправдан, поскольку в этом случае им обеспечено качество техники, высококлассный сервис и удобные условия оплаты. Помимо схемы с простой отсрочкой платежа практикуются и более изысканные варианты. Например, ввезенное закаточное оборудование под крышки twist-off не растамаживают, а сдают в аренду. При этом поставщик оборудования зарабатывает не столько на самой технике, сколько на расходных материалах (крышках), которые, по условиям договора, у него обязан закупать клиент.
Информация о видах и объемах оборудования, которое экспортировалось и импортировалось в 2002 году, приведена в таблице 3.
Сбытовые модели производителей
Специфика маркетинга в украинском продовольственном машиностроении заключается в том, что производителям приходится работать с ограниченным числом потенциальных потребителей, которые к тому же прекрасно понимают, что именно они хотят приобрести. Поэтому персоналу коммерческих служб приходится уделять особое внимание поддержанию стабильных отношений с каждым клиентом и даже проходить специальные тренинги по CRM-маркетингу (Customer Relationships Marketing - маркетинг отношений с клиентами).
Ведущие украинские машиностроители постоянно проводят мониторинги цен региональных и российских конкурентов на аналогичную продукцию и стараются соответствовать среднему уровню. Кроме того, промашевцы научились даже сегментировать свой рынок, используя в качестве критерия прибыль предприятий - потенциальных покупателей их продукции.
Помимо традиционных методов рекламной кампании в средствах массовой информации, специализированных журналах, создания сайтов в сети Internet, важнейшим инструментом стимулирования сбыта на рынке продукции пищевого машиностроения является регулярное участие предприятия в специализированных отраслевых выставках-ярмарках.
Что касается непосредственно сбыта, то оборудование для пищевой промышленности производители в основном продают через дилерские сети в других регионах и странах. Как правило, именно дилерам перепоручаются такие сервисные функции, как шеф-монтаж, организация гарантийного и послегарантийного обслуживания. Дилерская сеть за рубежом к тому же позволяет покупателям получить растаможенное украинское оборудование.
Проанализировав изложенные факты, можно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие отечественного продовольственного машиностроения будет зависеть от двух факторов: финансового состояния предприятий пищевой промышленности и умения поставщиков оборудования работать внутри страны и на экспорт. По прогнозам экспертов, емкость внутреннего рынка и потребность внешнего в ближайшее время существенно не изменятся. Небольшой рост – порядка 5% – возможен только в производстве достаточно новых видов оборудования, таких, например, как машины для изготовления сварных жестяных банок или автоматы для розлива напитков в тару с крышкой twist-off.
Елена Деревянко, Татьяна Лагода
Новость добавила компания: Администратор
|
Последние новости
Новость | Новость от компании | Дата |
Актуальные тенденции развития мирового и отечественного рынка ТПА в г. | Мосгоркомплект, ООО | 13 October 2022 |
Tetra Lactenso Aseptic – новое поколение оборудования для молочной промышленности | Мосгоркомплект, ООО | 10 October 2022 |
Экономия в деталях | Мосгоркомплект, ООО | 10 October 2022 |
Самый популярный детский герой | Мосгоркомплект, ООО | 9 October 2022 |