Пресс-релизы
Российский рынок полиграфии: структура, динамика, трансформация
Добавлено: 15:37, 31 July 2008
Информационно-аналитический обзор рынка полиграфии в России, представленный маркетологами Abercade Consulting в августе 2003 года, является одним из этапов многопрофильного ежегодного исследования «Индустрия Упаковки». «Индустрия Упаковки - 2003» - самый крупный анализ рынка тары и упаковки Российской Федерации за последние годы. В опросе участвовало 780 предприятий РФ, оказывающих полиграфические услуги. Обзор рынка полиграфии основан на анализе тенденций развития данного сектора по главным направлениям: потребление полиграфической продукции, динамика производства полиграфической продукции, динамика импорта и т.д.
1. Потребление
Полиграфия во всем мире является одним из самых привлекательных секторов для инвестиций. Это рентабельный и прибыльный бизнес. По годовому обороту отрасль занимает 4 место в мире и приносит миллиарды долларов в бюджеты развитых стран. Размер производства и потребления бумажной продукции в разных странах различен. Лидерами по потреблению бумаги являются японцы и американцы – 479 кг и 334 кг на душу населения соответственно. В России этот показатель до последнего времени составлял всего 18,2 кг.
В то же время, ежегодно на каждого гражданина России приходится 24 кг полиграфической продукции, из которых всего 3 кг газет. В денежном выражении потребление печатной продукции в нашей стране почти в два раза меньше среднемирового; на среднестатистическую российскую душу приходится примерно в 12-14 раз меньше бумаги, чем на одного американца, японца или немца. Общий объем рынка полиграфической продукции РФ на 2002 г. оценивался в 1,756 млрд. $USA, из них на расходные материалы и оборудование приходилось 0,956 млрд. $USA, доля полиграфических услуг составляла порядка 0,302 млрд. $USA, а на долю импорта приходилось 0,496 млрд. $USA. При этом импортируемая продукция составляла 28,1% от общего объема потребления.
На рынке полиграфической продукции можно выделить несколько основных сегментов:
Наибольшая доля – 32% по состоянию на конец 2002 года – в объемах потребления полиграфической продукции в РФ, принадлежит газетам и журналам. Несколько меньшая доля приходится на книжную продукцию – 19%. Доля упаковки в общем объеме потребления составила 16%, 14% - доля рекламной продукции. Этикетка занимает 11%, на бланочную продукцию приходится 4%, на прочие виды - 4%.
Структура потребления полиграфической продукции в РФ на 2002 г., %
Аналитики Abercade Consulting в целом отмечают положительную динамику потребления основных видов полиграфической продукции на рынке РФ на период с 2000 по 2002 гг.
По отдельным видам продукции наблюдалось уменьшение объемов потребления. Такая ситуация была свойственна для объема потребления бланочной продукции, и отчасти этикетки. Подверглись колебаниям объемы потребления книжной и рекламной продукции. Потребление газет и журналов и упаковки в рассматриваемом периоде характеризуется устойчивой тенденцией роста. Потребление прочей полиграфической продукции увеличилось в 2001 году на 11%, а в 2002 на 0,73%.
В целом за рассматриваемый период потребление полиграфической продукции увеличилось на 13,8 % по сравнению с уровнем 2001 года. Такой рост, по мнению аналитиков Abercade, стал возможен благодаря увеличению потребления отдельных видов полиграфической продукции, вопреки периодическим спадам потребления других видов.
Эксперты Abercade Consulting отмечают рост потребления отдельных видов полиграфической продукции в период с 2000 по 2002 гг. Такая позитивная тенденция была свойственна потреблению газет и журналов. Потребление бланочной продукции, этикетки и книг незначительно уменьшилось в 2002 году по сравнению с уровнем 2001 года.
Потребление рекламной продукции характеризовалось некоторым ее уменьшением в 2001 году – объемы потребления уменьшились на 1,8%, уже в следующем 2002 году произошло их увеличение на 7,7%.
2 Производство
По данным Госкомстата РФ, в 2002 году предприятиями системы МПТР произведено около 20 млрд. лист.-отт. печатной продукции на сумму около 6 миллиардов рублей. Доля предприятий в системе МПТР в общем стоимостном объеме производства печатной продукции составляет не более 20%. Размер отечественного рынка полиграфических работ – около 30 млрд.руб., c учетом используемых материалов - 60 млрд.руб. Темпы роста производства полиграфической продукции по отношению к 2001 году составили 3,7%.
По результатам исследований Abercade Consulting, в структуре производства полиграфической продукции на территории РФ преобладает производство газет и журналов, их доля в общем объеме производства составляет 33%. Несколько меньшая приходится на рекламную продукцию и книги. Производство печатной упаковки занимает 14% от общего объема. На производство этикетки приходится 13%. Доля бланочной продукции составляет 2% от общего объема производства, прочей полиграфической продукции - 4%.
Производство полиграфической продукции за период с 2000 по 2002 годы увеличилось на 240,1 миллионов долларов США и составило 1269,1 миллионов долларов США. Маркетологи Abercade отмечают стабильный рост и увеличение объемов производства для всех видов полиграфической продукции в рассматриваемом периоде.
Суммарный рост производства полиграфической продукции в 2002 г. составил 13,4% по сравнению с уровнем 2000 года.
3. Импорт
Эксперты Abercade Consulting заявляют о наличии порой противоположных тенденций, характерных для динамики импорта отдельных видов полиграфической продукции. Так, в рассматриваемом периоде наиболее значительные объемы ввоза полиграфической продукции на территорию Российской Федерации наблюдались в 1997 и 1998 годах. Импорт составил соответственно в стоимостном выражении 727,6 и 756,27 млн. долл. США. Тенденция к увеличению объемов импортных поставок была характерна для полиграфической отрасли в начале 90-х годов вплоть до кризиса 1998 года. В 1999 году наблюдалось резкое уменьшение объемов поставок, по некоторым видам продукции в 2 раза и более, которое составило 412,9 млн. долл. на конец 1999 года. Вследствие некоторого оживления в промышленном секторе объемы импортных поставок полиграфической продукции за период с 1999 по 2001 годы имели ярко выраженную тенденцию к увеличению, но докризисного уровня 1998 года так и не достигли и составили 518,25 млн. долл. по состоянию на конец 2001 года. За этот период ежегодное увеличение объемов импортных поставок составляло в среднем 80-85 млн. долл. или 16,7% по сравнению с уровнем предшествующего года.
Импорт полиграфической продукции на территорию РФ в 1996-2002 годах, млн. долл.
В структуре импорта полиграфической продукции большая доля приходится на газеты и журналы - 31%. На втором месте книжная продукция, доля которой в общем объеме 25%. Далее распределились печатная упаковка, бланки, этикетка и пр.
Структура импорта печатной продукции на территорию РФ
Маркетологи Abercade Consulting отмечают периодические изменения объемов импортных поставок отдельных видов полиграфической продукции. Так, определенная закономерность структуры импортных поставок сохранялась до конца 1998 года. Доля бланочной продукции в общем объеме импорта колебалась в диапазоне 4,9-5,5%, этикетка занимала 7,6-9,2% поставок, на долю книг приходилось 16–20,5%. Рекламная продукция устойчиво держалась на отметке 9,6% от общего объема импорта, доля газет и журналов колебалась в пределах от 31 до 35%.
В начале 1999 года произошло резкое уменьшение объемов импортных поставок полиграфической продукции, что не могло не сказаться на формировании структуры импорта. Так, доля бланочной продукции в общем объеме импорта увеличилась до 7,5-9%. Доля этикетки увеличилась в 1999 году до 10,7%, но затем упала до 4,76% в 2002 году. Доля книжной продукции значительно увеличилась в 2000 и 2001 годах, значения составили 27,4% и 28,3% соответственно. Доля газетной продукции в общем объеме импорта в 1999 году снизилась до значения 25,9%. В 2000 году данная тенденция сохранилась, а доля газет уменьшилась до значения 23,78%. В 2001-2002 годах наблюдалось незначительное ее увеличение, которое составило в 2001 году 3,64%, в 2002 – 4,73%. Доля рекламной продукции в 1999–2002 годах колебалась в диапазоне 4,4–12,5% и достигла своего минимума в 2001 году, составив значение 4,33%.
Динамика структуры импорта печатной продукции на территорию РФ в 1996-2002 годах
Светлана Смирнова
Новость добавила компания: Администратор
|
Последние новости
Новость | Новость от компании | Дата |
Актуальные тенденции развития мирового и отечественного рынка ТПА в 2025 г. | Мосгоркомплект, ООО | 13 October 2022 |
Tetra Lactenso Aseptic – новое поколение оборудования для молочной промышленности | Мосгоркомплект, ООО | 10 October 2022 |
Экономия в деталях | Мосгоркомплект, ООО | 10 October 2022 |
Самый популярный детский герой | Мосгоркомплект, ООО | 9 October 2022 |