Необратимое превращение России в динамично развивающуюся страну с рыночной культурой потребления влечет за собой наложение определенных принципов, связанных с банальным питанием молодых и голодных «агентов» капиталистической экономики. Принцип «время — деньги» здесь как нельзя кстати. В Штатах, на которые в нашей стране так часто кивают, согласно последним исследованиям, уже 44% американцев питаются в мало подходящих для этого условиях. Думается, что скоро подобная картина будет и в России. Такой стиль жизни и питания, безусловно, влечет за собой нескончаемое потребление одноразовой посуды, в основном пластиковой, реже — бумажной (картонной).
Готовить и есть дома уже неудобно и немодно. Фраза «заверните мне с собой» стала привычным атрибутом жизни крупных мегаполисов. А как же конфеты? Россияне, открывая коробку, привыкли видеть конфеты в пластиковых коррексах. Между тем эта упаковка далеко не вся отечественная. У всех на слуху такие лидеры рынка, как «Комус», «Основание», «ТД Тэфа», «Каштан» , «Упаковка-2000», Huhtamaki… А где остальные?
Как прогнозируют некоторые маркетологи, совокупный спрос на пластиковые контейнеры к 2010 году увеличится в три раза и составит 39,1 тыс. тонн! По данным РБК, около половины всех производителей такой упаковки, как коррекс, находятся в Москве и Петербурге. Этот факт — явно отрицательный: территориальная диверсификация крупными компаниями своих производств влечет увеличение логистических расходов на доставку упаковки «центральных» производителей, что сильно влияет на конечную стоимость упакованного изделия. Именно поэтому производители упаковки стараются открывать филиалы в регионах. Так, у компании «Комус-упаковка» с 2002 года появляются все новые и новые предприятия в регионах. Чем ближе к потребителю — тем выгоднее. Безусловно одно: быстро дорожающий рынок питания требует новых производственных мощностей и обновления старых. В этом производителям помогает термоформинг.
Формовщики дефицита
Пластиковую упаковку можно производить как на термоформовочных машинах, так и на термопластавтоматах (ТПА). Однако чаще всего используются термоформовщики, впрочем, не способные делать некоторые виды продукции, скажем, ножи и вилки, — это задача ТПА. Если вы решили производить такую продукцию, как тарелки, контейнеры, стаканы, коррексы и тортницы, лучше всего в этом поможет термоформинг. На рынке представлено достаточное количество компаний, например самая популярная на сегодняшний день канадская GN, надежные немецкие Illig и Kiefel, итальянская Meico(TFT), способных предложить как бюджетные, так и дорогостоящие проекты, стоимостью от 150 тыс. до 1 млн евро. Определяющие параметры при выборе такого оборудования: размер рабочего стола (позволяет понять, какое количество изделий можно отформовать за один раз (цикл)), глубина (высота) изделия, толщина материала, с которым может работать машина и, конечно же, производительность. Основным отличием среди машин данного типа, определяющим стоимость оборудования, является способность — или ее отсутствие — делать сложную упаковку с т.н. негативно-позитивным формованием, например упаковку с замками, крышкой или с загнутыми вглубь краями, а не просто тарелку или лоток. Если же к машине присоединить еще и экструдер, то получится практически замкнутое производство с большими производственными возможностями.
Оборудование еще . . .
Для производства упаковки одного оборудования недостаточно, также необходимы компрессор (15 тыс. евро), чиллер (холодильник) для охлаждения пресс-формы (еще 15 тыс. евро) и, конечно же, сама пресс-форма. По своему значению, а иногда и стоимости она — а это изделие «долгоиграющее» — порой сопоставима с самим оборудованием. Хороших пресс-форм для сложной продукции в России по-прежнему не делают, что связано с отсутствием достаточного опыта ее производства и современного парка станков металлообработки разной номенклатуры, сконцентрированных на одной производственной площадке, в частности 3 и 5-координатных станков с ЧПУ. Для производства простой одноразовой посуды вполне подойдет несложная пресс-форма — некоторые специалисты используют термин «матрица» — с замкнутым циклом охлаждения, стоимостью до 10 тыс. евро. Пресс-форму такого класса можно заказать в России. Как правило, подобные пресс-формы используются на относительно недорогом термоформовочном оборудовании, например GN (пр-во Канада, от 100 тыс. евро).
Термоформовочная машина, принципиальная схема, на примере канадской GN 3625D
Материалы
При производстве пластиковой посуды используются вся известная номенклатура твердых полимерных материалов — PET, PVC, PP, PS — и их «ориентированные аналоги». При работе с PP необходимо иметь в виду, что данный материал, будучи очень популярным и привлекательным для потребителя, требует специальных устройств для предварительного нагрева из-за быстрого остывания и высокой степени усадки. В последнее время многие производители пластиковой упаковки стали задумываться над использованием BOPS (двуосно-ориентированный полистирол), который представляется более экономичным при производстве. А пока самыми популярными материалами остаются PS, PP и еще незапрещенный в России PVC. Между тем цены на пластики, как и на нефть, из которой их в конечном счете и делают, постоянно растут, соответственно дорожает и упаковка.
Алексей СEРГЕЕВ