Жидких продуктов в «дой-паке» на отечественном рынке давно не видно. Сообщения от многих производителей и поставщиков техники, что они готовы предоставить оборудование, формирующее упаковку «дой-пак», адаптированное под фасование разнообразных продуктов, пока еще не находит горячего отклика у фасующих предприятий. И заполняет полки магазинов лишь майонезно-кетчуповое изобилие в «дой-паках». Если же присмотреться к величине дозы фасованных в «дой-пак» продуктов, то картина еще более удручающая: 200–250 см3, крайне редко 500 см3 — это все, что удастся увидеть. А при этом упаковка «дой-пак», даже если судить только по российским прилавкам, явно переживает возрождение. Новые элементы, коих не было еще десятилетие назад, не только украшают упаковку, но и делают ее практичнее и удобнее. Речь идет, прежде всего, о винтовых патрубках с крышками, позволяющих легче извлекать продукт и закрывать упаковку после этого, и застежках, предназначенных для того же. Робко, но все же приходят к нам пакеты и с несколько измененной формой. Но инновации на магазинных полках крайне редко касаются номенклатуры продуктов и величины дозы.
Все меняется. И если в некоторых случаях вполне обосновано применение оборудования для фасования продуктов, где «дой-пак» поступает в готовом виде, например, при крупной дозе, но все же это вчерашний день. Будущее же за автоматами, которые и формируют тару из полотна упаковочного материала, наполняют ее продуктом и запечатывают ее, т.е. изготавливают упаковку «все в одном». Номенклатура и объемы Фасованные в «дой-пак» жидкие продукты встречаются, увы, крайне редко, впрочем, как и фасованные в стаканчик. Что обидно, ведь «дой-пак» создавался и для жидких продуктов тоже, а про стаканчик уже и говорить не стоит. Причина же такой редкости одинакова. И стаканчик, и «дой-пак» движутся в горизонтальном направлении, проходя позиции: формирования тары (если необходимо), наполнения, запечатывания, выдачи упаковки. И вот между заполнением и запечатыванием и возникает главная трудность при фасовании жидких продуктов: жидкость из еще открытой тары может выплескиваться. Тем более, при высокой производительности. Это сложность, с который не всякий производитель оборудования может справиться. Но опытные производители знают, как избежать расплескивания. А неопытные просто не берутся за изготовление оборудования в исполнении для жидких продуктов. И все-таки, думается, что жидкие продукты все шире будут вливаться (в том числе, и буквально) в «дой-паки», слишком много преимуществ у этой упаковки. А вот положение с сыпучими или мелкоштучными (мелкокусковыми) продуктами в «дой-паках» труднообъяснимо. Для оборудования, образующего «дой-пак», вполне могут использоваться те же дозаторы для таких продуктов, что устанавливаются и на фасовочном оборудовании других видов. Разве что придется их снабдить патрубком (воронкой), опускающимся в раскрытый пакет, чтобы продукт попал «точно в цель». Но это не проблема. Пожалуй, только комбинационный дозатор трудно представить «распростертым» над упаковочной машиной, формирующей «дой-пак». Хотя и на этот счет есть мысли, но о них чуть позже. Скорее всего, дело в инерции: как пришли в новую Россию первые машины «дой-пак» для вязких продуктов, так и продолжают приходить в основном в этом исполнении. И как сложилась у нас практически традиционная доза для «дой-пака» в 250 «кубиков», так и остается она самой востребованной. Думаю, востребованной больше фасовщиками, а не потребителями. Присмотритесь к устоявшимся дозам и таре того же майонеза. 50–150 см3 — это «саше», 250 см3 — это «дой-пак», а 900–1000 — это ведро. Промежуточная доза в 500 см3 — в банке (полимерной или стеклянной). А ведь 0,5 л — самая походящая доза для «дой-пака». И большинство машин предприятий-лидеров без особых затрат на переналадку ее осилит. Правда, в отличие от 250-миллилитрового «дой-пака», где можно и обойтись без повторно закрываемого патрубка, тут он, думаю, обязателен. Но «отнять» полулитровую дозу у банки «дой-пак» вполне способен.
В Японии (подозреваю, что не только там) используются «дой-паки» объемом в 3000 см3. Прошло более 20 лет с момента появления этой тары, «дой-паки» для нас уже не диковина, но только не трехлитровые (как и двух- и однолитровые). Не думаю, что в такие пакеты нечего фасовать. Например, небольшое количество строительных смесей, которое большинство мужчин держит дома, чтобы при необходимости сделать мелкий ремонт. В чем нам продают 1–3 кг, допустим, цемента? В пакете-подушечке. Но ведь «дой-пак», особенно снабженный устройством повторного закрытия и ручкой для переноски, удобнее. Удобнее пакета-подушечки окажется «дой-пак» также для двух- и трехкилограммовой дозы порошкообразных СМС. Ничего не имеем против традиционного упаковывания 400–600 г стирального порошка в картонную пачку — это и привычно, и достаточно удобно. Но преимущество «дой-пака» здесь в том, что в срезаемый при вскрытии угол можно вставить зип-застежку или что-то подобное. Вполне понятно, почему данные продукты в упаковке «дой-пак» не заполняют полки хозяйственных магазинов. Стиральный порошок, а тем более цемент — очень сложные в дозировании продукты. Еще сложнее запечатать полимерный пакет с цементом, т. к. при засыпке дозы трудно избежать запыления мест запечатывания пакета, что увеличивает риск неполучения качественного шва. Но вот на интернет-портале Upakovano.ru прошла информация от 25 января 2007 г., что в Соединенных Штатах стали применять «дой-пак» для упаковывания смесей на основе муки для приготовления теста. А мука и цемент, при всем их различии, — это два продукта, которые один другого «не слаще» в части дозирования и упаковывания. Так что опытный производитель оборудования справится и с «трудными» продуктами, если надо будет их фасовать в «дой-пак».
Достоинсва и недостатки Теперь об оборудовании. Точнее даже, о его компоновке. Оборудование, формирующее упаковки «дой-пак» по своему построению и по движению упаковочного материала, а затем и пакетов, в подавляющем большинстве является оборудованием горизонтального линейного типа периодического действия. Недостатком оборудования этого типа являются его большие габаритные размеры, прежде всего длина. Длину оборудования можно «укоротить», если полученные пакеты заставить двигаться по кругу или по траектории, напоминающей беговую дорожку стадиона. Тем самым автомат из оборудования линейного типа превратится в оборудование роторного или карусельного типа. Правильнее сказать — линейно-роторного или линейно-карусельного типа, с учетом того, что часть пути (до разрезания полосы на пакеты) все равно будет вытянута в линию. Приходилось встречать автоматы такого исполнения, но редко. Причина видимо в том, что занимаемая площадь все равно не сможет заметно уменьшиться, т. к. при уменьшении длины глубина (в плане) оборудования возрастет. Второй недостаток горизонтально-линейной компоновки оборудования — невозможность увеличения производительности за счет простейшего решения: многоручьевого исполнения, чем широко пользуются в оборудовании вертикального типа. Единственная, «механическая», возможность увеличить производительность на оборудовании, образующем «дой-пак», если, конечно, не считать улучшения качества оборудования и применения новейших элементов промэлектроники, — это дозирование в два пакета. Приходилось слышать и о дозировании в три пакета, но конкретные сведения об этом автору пока не попадались, а наличие двух или трехдозаторов еще больше удлинит автомат. Для некоторых продуктов в случае дозирования в два или три пакета вполне можно приспособить комбинационный дозатор, выдающий дозы в два или три пакета, тут прямого увеличения длины автомата не будет: дозатор крупный, он и так потребует много места. Крайне редко для увеличения производительности удается использовать оборудование не периодического, а непрерывного действия. При движении пакета трудно обеспечить высыпание дозы продукта.
Главное достоинство оборудования, формирующего упаковку «дой-пак», заключается в том же, в чем и недостатки: в его горизонтально-линейной компоновке. Тут гораздо легче переналаживать оборудование, вводить новые, удалять старые или менять опции, чем на оборудовании вертикального типа. Надо сказать, что этим преимуществом производители техники активно пользуются, на типовую «базу» навешиваются требуемые опции. Но думается, что горизонтальной линейностью оборудования для «дой-пак», особенно при большом объеме пакета, можно пользоваться шире. Например, изготавливать блоками части оборудования, каждая со своей станиной, как это делается с печатными секциями полиграфических машин линейного построения. А потом, как и в том оборудовании, состыковывать секции, получая нужную конфигурацию технологического процесса получения и заполнения тары. Подводя итог Упаковка «дой-пак» гораздо шире по номенклатуре фасуемой в нее продукции и гораздо «глубже» по величине дозы, чем мы к ней привыкли. У нее гораздо больше, возможностей трансформирования. Это надо учитывать фасующим предприятиям, желающим как-то выделить свою продукцию. А изготовителям оборудования нужно донести до фасовщиков новые и интересные возможности своих машин (будь то нетрадиционные для «дой-пака» продукты и дозы, новая конструкция оборудования или необычная форма пакета). Как это сделать? Вполне возможно, воспользоваться страницами этого издания. И последнее. Сообщая о своем оборудовании, фасующем продукцию в «дой-пак», необходимо упомянуть и о «хвосте» этих машин: оборудовании, образующем из наполненных «дой-паков» групповую упаковку. Высокопроизводительное оборудование без решения проблемы группового упаковывания мало кого может заинтересовать. Понятно, что любое солидное предприятие готово предложить конкретному заказчику и оборудование для группового упаковывания, созданное самим предприятием или партнерами. Но информация в открытых источниках о таком оборудовании крайне скудна. Владимир УЛЬЯНОВ
Новость добавила компания: Администратор
|
Новость | Новость от компании | Дата |
Актуальные тенденции развития мирового и отечественного рынка ТПА в г. | Мосгоркомплект, ООО | 13 October 2022 |
Tetra Lactenso Aseptic – новое поколение оборудования для молочной промышленности | Мосгоркомплект, ООО | 10 October 2022 |
Экономия в деталях | Мосгоркомплект, ООО | 10 October 2022 |
Самый популярный детский герой | Мосгоркомплект, ООО | 9 October 2022 |