Состоящий из одного или нескольких колен и нескольких соосных коренных шеек, опирающихся на подшипники. Каждое колено к. В . Имеет две щеки и одну шейку для присоединения шатуна. Оси шатунных шеек смещены относительно оси вращения к. В .. Для уравновешивания к. В . При работе щёки часто имеют противовесы. К . В . - вращающееся звено кривошипного механизма; применяется в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, кузнечно-прессовых машинах и тому подобное. В поршневых машинах число колен к. В . Обычно равно числу цилиндров; расположение колен зависит от рабочего цикла, условий уравновешивания машин и расположения цилиндров. К . В . Изготовляют из углеродистых и легированных сталей или высокопрочного чугуна обычно целыми, литыми или коваными. Однако при использовании целых к. В . Невозможно применение подшипников качения, поэтому иногда к. В . Делают составными. По условиям технологии составными выполняют также крупные к. В . С диаметром шеек до 1 м. Наиболее просты в изготовлении к. В . , у которых оси всех шатунных шеек находятся в одной плоскости.