Аналитика
Аутсорсинг – полное транспортное обслуживание компаний. В Москве данную услугу предоставляют все большее количество поставщиков (в качестве примера можно указать такие компании, как «Рольф» или «Европкар-РУС»), что свидетельствует о достаточно высоком уровне ее востребованности.
Оперативный лизинг – долгосрочная аренда автомобиля с последующим возвратом имущества. По данным экспертов, спрос на данную услугу за последние несколько лет резко увеличился. Наиболее выгодные условия предлагают крупные компании: Hertz, Avis, Рольф и другие. Рост конкуренции в этом сегменте приводит к расширению пакета дополнительных услуг (например, оформления водительских прав российского образца для иностранных водителей, размещение рекламы арендатора на арендованном автомобиле и т.д.).
Аренда автомобилей с водителем. Важной тенденцией в этом сегменте эксперты считают возросшие требования клиентов к качеству оказываемых здесь услуг и их готовность платить за это больше.
Услуги аренды автомобилей можно разделить на две категории: аренда автомобилей с водителем и без водителя. Оба варианта одинаково востребованы, причем условия предоставления автомобиля в аренду во всех компаниях практически одинаковы. Дополнительные выплаты оговариваются при превышении суточного километража (в среднем 200-250 км) и предоставлении дополнительных услуг.
Спросом пользуются автомобили всех марок. При этом самые дешевые машины, как правило, оказываются наиболее удобными при движении по столичным пробкам (ввиду их компактности).
Одним из факторов, сильно влияющих на рынок прокатных услуг, является сезонность. Летом услуги проката пользуются наибольшим спросом.
По данным исследования потребителей, чаще всего берут машину на прокат из частных клиентов москвичи или жители Подмосковья, временно оставшиеся без средства передвижения. Иными словами, у частных клиентов наиболее востребованными являются услуги, удовлетворяющие следующие потребности:
§ Временное отсутствие собственного автомобиля – (более 43%);
§ Потребность в автомобиле в выходные дни, для отдыха (21%);
§ Потребность в автомобиле для служебных целей (13,4%);
§ Для удобства передвижения (5,9%);
§ Желание «познакомиться» с машиной для последующей покупки (2,5%) и некоторые другие.
Согласно опросу, проведенному на сайте Ассоциации Прокатных Компаний, наиболее распространенные причины, по которым были арендованы автомобили без водителя, следующие:
§ На время ремонта собственного автомобиля – 30 %,
§ Был нужен автомобиль в другом городе – 13 %,
§ Для поездки на дачу или на отдых – 13 %,
§ Проводил тест-драйв перед покупкой – 8 %.
52% потребителей-частных лиц в качестве главного критерия выбора автопрокатной компании назвали цену услуги; для 12,6% опрошенных крайне важна репутация компании, такой же процент участников опроса считает важнейшим фактором ее местонахождение. Наименьшее же число респондентов (7,9%) полагаются на рекомендации друзей.
При определении степени надежности московские потребители руководствуются такими критериями, как наличие у компании лицензии, собственного парка транспорта, круглосуточной работы их диспетчерских служб, страхования пассажирских мест и т.д.
С целью стимулирования потребительского спроса транспортные компании предлагают различного рода дополнительные услуги:
§ «Тарифы выходного дня»;
§ Личная страховка (страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров в салоне автомобиля);
§ Оформление документов и прием автомобиля вне пункта проката;
§ Возможность оформления дополнительной доверенности;
§ Возможность возврата машины вне пунктов проката, в нерабочее время;
§ Замена аварийного автомобиля;
§ Консультации на месте ДТП;
§ Эвакуация технически неисправного автомобиля;
§ Возможность продления контракта по телефону;
§ Возможность замены автомобиля или колес по желанию арендатора;
§ Предоставление детского сидения;
§ Предоставление набора для пикника (мангал, топорик и т.д.);
§ Мобильный телефон;
§ Крепления для велосипедов;
§ Автохолодильник;
§ Накопительные скидки;
§ Возможность бронирования в московском офисе машины для эксплуатации за рубежом или в регионах России.
В силу динамичного характера рынка на нем периодически возникают новые активно развивающиеся направления. Так, по данным аналитиков компании SIXT, с 2006 года в России активно развивается такая новая ниша рынка, как прокат автомобилей представительского класса для руководителей крупных корпораций. По оценке специалистов компании SIXT, объем этой сферы проката только по Москве в 2006 году составил от 7 до 13 млн. долларов, хотя фактически раньше она не была представлена на рынке, учитывая недавнюю общероссийскую практику использования своего (только одного) автомобиля для всех представительских целей компании, По прогнозам экспертов SIXT, объем этого нового явления в бизнесе при его нарастающей востребованности увеличится в 2007 году до 30 млн. долларов.